Рассыпное – «болевая точка» Тореза

25.03.2014 14:35

Впрочем, сколько их – отдаленных поселков так называемых «малых городов» Донбасса», постепенно пришедших в упадок после закрытия соответствующих угледобывающих предприятий, оттока молодежи в поисках работы и постепенного «сворачивания» социальной сферы… Проблема «созрела» не за один день, сто раз озвучена и в кабинетах облгосадминистрацй, и в региональных СМИ. Автор этих строк и не оригинальничает, утверждая, что скромные заметки с эскурсии по торезскому поселку Рассыпное станут для кого-то открытием. И всё же…

ПРИЕХАЛИ ПРОСИТЬ НАРОДНОЙ ПОДДЕРЖКИ

А привел сюда повод, далёкий от конкретных поселковых проблем. В минувшую субботу здесь состоялись общественные слушания, которые переросли во встречу посельчан с городским руководством – ибо в Рассыпное прибыли первый заместитель мэра Тореза Владимир Шевченко, заместители городского головы Наталья Бекетова и Елена Франскевич, главный архитектор города Виталий Василенко, начальник отдела по вопросам земельных отношений Алексей Супрунов, председатель депутатской комиссии соответствующего профиля Александр Синяков, представители общественных организаций Тореза. Главный вопрос повестки дня заключался в обсуждении проекта предстоящего решения горсовета – «Об изъятии земельного участка исполкомом Торезского горсовета…» А когда место в первом ряду заняли городские частные предприниматели Галина Пелагей, Ольга Попова и их «товарищи по несчастью», посельчане догадались, о КАКОМ именно земельном участке идет речь. 12-летняя «война» на привокзальной площади Тореза перед городской автостанцией «прославилась», похоже, на всю область.

Напомним, в 2000 году, не дождавшись окончания срока договоренности с несколькими торезцами, которые с разрешения того же исполкома разместили на платформе перед площадью киоски для занятия предпринимательской деятельностью (а некоторые – имели вообще капитальные строения), Торезский горсовет решением своей очередной сессии выделяет ЭТОТ ЖЕ УЧАСТОК на платформе гражданину Александру Кострюкову. Причем получает эту землю Александр Владимирович – директор городского ООО «Скиф-сервис», экс-зять экс-прокурора Тореза Анатолия Шестака и нынешний щедрый арендодатель недвижимости для «нужных» клиентов – не в аренду, а в ПОСТОЯННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ, закрепив соответствующим государственным актом. Правда, в том решении горсовета было указано обещание директора «Скифа…» - построить на вновь полученном участке ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС С МЕСТАМИ ДЛЯ ПОСАДКИ-ВЫСАДКИ ПАССАЖИРОВ общественного транспорта. Мол – вместо старой платформы с выщербленным асфальтом вскоре торезцы узреют настоящее чудо комфорта и эстетики. Было это, повторю, БОЛЕЕ ДЕСЯТИ ЛЕТ НАЗАД.

С тех пор и идет «война» 16 предпринимателей, которые справедливо считают себя ущемленными в правах на первоочередное получение этого земельного участка – ведь разместились они на нем не «самозахватом», а пройдя все разрешительные инстанции, и платили в исполком «за землю» так же исправно и по закону. И как раз когда люди готовили документы для переоформления аренды, им «свалилось» как снег на голову то внезапное злополучное решение – без уведомлений, без единой информации об этом… Александр же Кострюков, имея на руках многочисленные решения суда о признании законных его притязаний на этот участок, стал принимать к вчерашним коллегам-предпринимателям жесткие методы вытеснения с территории. Поговаривают, что кисок ЧП Тодуа «Шаурма» и всеми любимое в городе кафе «Бистро» загорелись не без помощи «опричников» директора «Скифа…» В начале зимы, напомним, прямо на тротуаре перед киосками по приказу А.В.Кострюкова «вырос» забор, а вскоре подъемным краном киоски подняли в воздух, а руины добили молотками, освободив такую вожделенную для Александра Владимировича территорию. Наверное, это и стало кульминацией конфликта: 26 февраля в Торезе взбунтовались не только предприниматели – сломав ненавистный «железный занавес», к ним присоединились горожане, которые потребовали немедленного решения и этого конфликта, и хронических городских проблем.

А поскольку все последующие документы, в том числе и судебные решения в пользу А.В.Кострюкова, «пляшут» именно от первого – того самого «двойного» решения Торезского горсовета, то именно сегодня назрел, наконец, вопрос о его отмене и последующем возвращении «участка преткновения» в собственность горсовета. Именно этот вопрос и предложили городские власти обсудить во всех районах Тореза. Предысторию нынешнего проекта решения озвучили рассыпнянцам В.В.Шевченко, А.А.Супрунов, а А.Б.Синяков так и заявил людям: «Мы приехали к вам за советом!»

АВТОСТАНЦИЮ ТАКИ «ОБЛАГОРОДЯТ», А ЛЮДЯМ ДАДУТ РАБОЧИЕ МЕСТА - ПЕРВЫЙ ЗАМ ГАРАНТИРОВАЛ!

Посельчане поддержали такой проект – «войне» на АС однозначно нужно положить конец! НО: почему за 10 лет с людьми решили «посоветоваться» ВПЕРВЫЕ – где чиновники и депутаты были тогда, когда участок «продавали одновременно дважды»??? И не пострадают ли от такого поворота сами предприниматели? – ведь в том же проекте значится, что на платформе городские власти всё равно планируют построить комплекс с остановками для пассажиров – не силами г-на Кострюкова, который за 10 лет так и не приступил к стройке, так силами ООО «Допас-сервис», с которым у исполкома якобы уже есть договоренность. В частности, В.В.Шевченко подтвердил, что разговор о финансировании со стороны «Допаса…» на 1-й квартал текущего года в размере 170 тыс. грн. имел место. Также Владимир Васильевич ГАРАНТИРОВАЛ людям будущее использование этого участка земли по вышеуказанному назначению и пообещал подключить к строительству «будущих рабочих мест» ныне ущемлённых предпринимателей. Поверив первому заму, рассыпнянцы одобрили зачитанный а.А.Супруновым проект решения предстоящей сессии горсовета. Кстати, аналогичные слушания по нему накануне состоялись в соседней Пелагеевке, а в последующие дни – центра города.

«ДВЕ БЕДЫ – ДОРОГИ И…»

Когда же приступили к «Разному», рассыпнянцев по-настоящему «прорвало»! Самой наболевшей темой стала дорога в поселок: разбитая до огромных ям, сегодня она стала опасной для проезда транспорта. Посельчане со слезами вспомнили недавний случай, когда от на «знаменитых» в Рассыпном «ямах» взорвался газовый баллон – просто чудом, что не было искры, и остались живы 23 пассажира маршрутки!!! Меж тем представительница общественности Рассыпного Ольга Жерлицына зачитала отчет городского головы Виктора Антонова, опубликованный 6 июля 2013 года в городской газете «Горняк»: там мэр заявил, что именно эта дорога якобы полностью отремонтирована – от улицы Мира до улицы Белова (наиболее «убитый» участок, по рассказам посельчан). Ольга Ивановна процитировала и цифры: мол, общая отремонтированная площадь – более 5 тыс. кв. м., на сумму 907,5 тыс. грн. «Как такое может быть??!» - поддержали Жерлицыну однопосельчане. «Делайте дорогу!!! – категорически потребовали люди у городских властей. – Если погибнет хоть один рассыпнянец – учтите, будут самосуды!!! Терпець урвався!» Пришлось В.В.Шевченко вернуться к азам и объяснить людям во-первых, разницу между ямочным и капитальным ремонтом (первый, как показала практика, «сходит» весной вместе со снегом – деньги «вбуханы, а ремонта не видно!), во-вторых, рассказать о «принадлежности» самих дорог – стоящие на балансе у облсовета и ремонтируются за «областные» средства соответственно, а город «латает» свои «дырки» сам, при этом на него еще стараются «повесить» и ведомственные, оказавшиеся балластом для обнищавших предприятий и требующие капитального ремонта… И в-третьих, Владимир Васильевич тоже остановился на цифрах: так, цена вопроса ремонта всех городских дорог (118 кв. км.) – 74 млн. грн. плюс 15 млн. грн. требуется на текущие ремонты. Это – космическая для города сумма! Субвенции, много лет пытающиеся спасти такое положение, не справляются со своей задачей: например, остаток этих средств на 2012 год составил 999 тыс. грн., и в том году, как и в следующем, поступлений на ремонт дорог не было. Для справки: чтобы капитально отремонтировать 1 кв. км. дорог, нужно 1 млн. грн., «ямочный» ремонт 1 кв. м. обходится в среднем в 300 грн. . И даже там, где речь шла о дорогах, находящихся на городском балансе, поступление средств нередко задерживалось казначейством. Так что никак не получилось бы отремонтировать капитально более 5 квадратных километров на 907 тыс. грн. – речь шла о «латании» наиболее страшных участков, и то – в пределах полученного финансирования. Картина, прямо скажем, малоперспективная. И проблема касается не только Тореза – пока сохранится такое распределение средств и неразбериха с балансодержателями, «концы» в дорожной теме удастся найти с трудом.

ПРО ДЕНЬГИ

Дополнила Н.Н.Бекетова, предложив рассыпнянцам еще несколько «контрольных» цифр для размышления. Вчерашний сотрудник отдела образования, Наталья Николаевна привела близкую для себя сферу: так, если в 2013 году на содержание всех 18 школ города требовалось 40 млн. грн., то в текущем – уже 42,5 млн. грн. И по «контрольным» показателям, спущенным из Минобразования, выходит, что нужно закрывать малонаполненные школы – например, ОШ № 15, 22, где этот процент едва доходит до 40. Закрытие 4 ОШ уже принесло бы экономию в 9 млн. грн. и позволило бы вписаться в «показатели». Но разве можно пойти на такое в Торезе или соседнем Снежном, где отдаленные школы при своём возможном закрытии «потянут» за собой не менее дорогостоящий проект «Школьный автобус»? Не пора ли пересмотреть так называемый «формульный» подход к финансированию сферы, который во главу расчетов ставит пресловутую наполняемость школьных классов? Как и распределение средств между «местами» и «верхом» в целом: Н.Н.Бекетова рассказала, сколько местных сборов уходит «наверх» (только экологический налог за прошлый год мог бы остаться в Торезе в сумме 730 тыс. грн., тогда как отдали 389 тыс. грн.). Вывод, который напрашивается сам собой, прозвучал из зала прям по анекдоту: «Административную и систему финансирования надо менять!»

«РАЗБИЛИСЬ О БЫТ…»

С целым «букетом» жалоб окружили автора этих строк, Владимира Шевченко и поселкового голову Олега Мирошниченко жители пятиэтажек по улице Гончарова: у людей в квартирах зимой замёрзли комнатные цветы, круглосуточно работали электрокалориферы, а батареи ЦОС были при этом едва теплыми. И в это же время жителям НАЧИСЛЯЛИ ПОЛНУЮ СТОИМОСТЬ услуг «Теплосети»! Многим эта организация грозит судебными приказами за «долги». КАКИЕ??? Внучка инвалида шахтерского труда 1-й группы – Анатолия Романова – обратилась с вопросом отказа в выписке бесплатного бытового угля ее заслуженному дедушке. Оказалось, проблема упирается в то, что закрытая шахта № 1 снята с госреестра, такие углеполучатели были «переданы» в УСЗН, но потом вообще «зависли между небом и землёй». Лишь в Рассыпном таких тружеников-ветеранов, оставшихся в холодных квартирах, сегодня 190 – и «на месте» эту проблему тоже не решить… Председатель городской Ассоциации семей погибших шахтеров Иван Дурнев коснулся многих поселковых вопросов, в частности – кроме ремонта дорог, не мешало бы пересмотреть графики движения транспорта в поселок: последний рейсовый автобус уходит сюда из города в 16:20, меж тем как стандартный рабочий день заканчивается в 17:00. Просят посельчане вернуть им и маршрут 26-а, который бы позволял многим посельчанам не добираться из поселка на ту же шахту «Лесную» одним автобусом, а не с пересадками, как сегодня. Та же Ольга Жерлицына обратила внимание автора на руины универмага и подобных зданий в центре поселка: «Куда смотрит поселковое начальство??!» А выяснилось, что «смотрит» оно аккурат в законодательство, где не позволена реприватизация таких объектов у горе-«хозяев». Так, те же поселковые магазины купил когда-то за бесценок местный ЧП Финаев. Обещал отремонтировать и работать, но вот – итог: стоят развалины, где собираются поселковые наркоманы, плодя свалки мусора прямо за зданиями. Снести же развалины или сохранить то, что еще осталось, нельзя: чужой участок, частная собственность. То же – с учпунктом закрытой шахты, который тоже «красуется» на одной из центральных улиц… Правда, рассказал Олег Михайлович и о подвижках, которые потихоньку (опять же – в пределах финансирования) удается делать: вот, котельную за поссоветом построили, сделали несколько ремонтов, навели на рынке порядок. «Работаем, несмотря ни на что, - на оптимистичной ноте завершил «экскурсию» поселковый голова. – Было бы тесное взаимодействие с городским, областным руководством, которое, слава Богу, есть, а также – те позитивные изменения, о которых высказались на встрече посельчане». Рассыпнянцы же в первую очередь пожелали только одного: что «наверху» их не забывали и приезжали почаще. Ведь одна поездка по «убитой» дороге и прогулка по замусоренному, полуразрушенному, но такому живописному поселку наглядно покажет все «болевые точки» малых городов Донбасса и враз поставит на место все «радужные» отчеты…

Алиса Ян