Защищают права потребителей

28.03.2014 16:00

О методах защиты прав потребителей и результатах проделанной в 2013 году работы рассказала заместитель городского головы Наталья Островская. Она подчеркнула, что органам местного самоуправления даны такие полномочия в соответствии со ст. 28 ЗУ «О защите прав потребителей». Одноименным отделом исполкома под началом Татьяны Гончаровой за отчетный период регулярно проводится проверка предприятий сферы торговли и услуг, городских рынков, прием граждан, пострадавших от нерадивых исполнителей этих услуг. Результаты – в следующих цифрах. Согласован режим работы 80 объектам торговли, ресторанного бизнеса и бытового обслуживания населения. Проверено 20 ФЛП, которые продают товары детского ассортимента. На 10 из них составлены протоколы за отсутствие сертификатов качества товара. Еще 54 нарушения выявлено у торговцев, реализующих алкогольные и табачные изделия. Сумма штрафов составила 1700 грн. На рынках города проверили 43 ФЛП, у которых установлено 76 нарушений, сумма штрафа составила 1513 грн. Постоянно ведется разъяснительная работа с населением, проводятся «прямые телефонные линии», в ходе которых выявляются наиболее актуальные проблемы в отношениях потребителей и исполнителей услуг. Наталья Петровна отметила, что сегодня возросли претензии людей к магазинам бытовой техники – но с чем это связано: с фирмой-производителем товара или непосредственно с недобросовестностью продавцов, не удосужившихся при закупке техники проверить все документы, подтверждающие ее качество? И что делать в особо сложных случаях – например, если на сломавшийся дорогой телевизор еще не вышел гарантийный срок, а продавец отказывается отремонтировать или обменять товар? Или – если вместо окон-дверей определенного качества заказчику норовят подсунуть «дешёвку» по цене мировых производителей этого товара? Здесь отделу торговли и защиты прав потребителей не мешало бы тесное сотрудничество не только с юристами, а и с милицией, и даже прокуратурой – ведь у самих «защитников» не так уж много полномочий влиять на нерадивых «оказателей» услуг. В общем, своё слово должно «сказать» законодательство, а оно пока не спешит ужесточить ответственность за такие нарушения. Член исполкома Николай Маслов предложил такое общественное воздействие на вышеуказанных торговцев, как регулярное опубликование «Антирейтинга» в местной прессе. Мол - вот вам, снежнянцы, список магазинов, парикмахерских, кафе и иже с ними, куда точно ходить не надо: обсчитают, обвесят, обхамят и попытаются брак подсунуть! «Мы подумаем над таким предложением», - заметила докладчик.
В целом же «картина» в сфере защиты прав потребителей в цифрах прошлого года выглядит так. Более 100 снежнянцев обратились в отдел по вопросам нарушения своих прав, в том числе в сфере торговли – 90 человек. Некачественный товар был продан 41 из них, нарушены договорные обязательства по отношению 4 человек, нарушения правил торговли имели место в 5 случаях, оказаны некачественные услуги 11 снежнянцам, нарушены сроки проведения гарантийного ремонта в 12 случаях. В 7 случаях торговцы просто нагло обманули покупателей, в 2 случаях были завышены цены на товар, «просрочка» имела место в 2 случаях… Кстати, вот и первый «кандидат» для будущего «Атирейтинга»: по количеству жалоб лидирует магазин «Мебель+Техника» (СПД Паршина). Суть жалоб сводится к отказу в гарантийных ремонтах бытовой техники, продажа бракованного товара, нарушения в доставке товара. На втором «непочетном» месте – магазин «Комфорт+» (СПД Забашта) – суть жалоб в основном такая же. Докладчик также отметила отрицательную тенденцию: нечестная и агрессивная предпринимательская практика, особенно относительно заключения договоров вне торговых или офисных помещений. Особенно это касается установщиков окон-дверей, которые красиво «расписывают» все свои услуги на словах – в результате обманутый клиент не имеет «бумажных» оснований для последующего обращения в суд. Татьяна Гоенчарова в очередной раз предостерегла снежнянцев от подобных отношений с исполнителями услуг, а также отметила, что за отчетный период удалось вернуть людям деньги за некачественный товар на общую сумму 9161 грн. В пользу потребителей решено 67 споров, составлено 7 протоколов на «злостных» нарушителей.

Алиса Ян